Страницы

что такое наивное искусство?

                                             Наивный (фр.naïve) – простодушный, неопытный,
                                             бесхитростный, неискушённый, доверчивый…

        Анри Руссо, Луи Вивен, Камилл Бомбуа, Иван Генералич, бабушка Мозес, Нико Пиросманашвили… Подобных живописцев в каждой стране называют по-разному: любители, воскресные, дилетанты, примитивисты, наивные, самоучки, художники Святого Сердца, инситные (лат. insitus – естественный, искренний) и так далее. В России словосочетание “наивное искусство” и термина “примитивизм” означает то же самое. Что не совсем справедливо. Напомним, примитив (лат. primitivus – первый, самый ранний) – стиль, выражающий визуальные представления мистических верований и культурных влияний людей древних цивилизаций. Для него характерны упрощённые, легкоузнаваемые и рассчитанные на зрителей приёмы воспроизведения подручными средствами. Его черты нередко используются современными художниками, сознательно, программно обращающихся к архаизации.
В свою очередь, наивное искусство – стиль самостоятельный. К другим стилям, жанрам, направлениям, в том числе примитиву, отношения не имеет и не может иметь, так как в принципе не предполагает использования какого-либо художественного опыта.
Как и в любом искусстве, у него отсутствуют чёткие разделительные линии. Отметим лишь некоторые свойства: искренность передаваемых чувств, неподражаемость и стилистическая независимость, буквальное описание сцен и предметов, повествовательность изображения, преувеличенное внимание к второстепенным деталям, чистые краски, яркий колорит, схематичный и плоскостной рисунок, отсутствие светотеней и тому подобное.
В отличие от народного творчества, развивающегося на коллективных, поданных через поколения истоках, или “учёного”, несущего традиции школ и союзов, наив основан исключительно на индивидуальных началах. Вполне естественно, личность художника, его оригинальность и одарённость приобретают при этом определяющее значение. Как правило, это люди с непосредственным, природным мышлением, не осознающие своего места и роли в искусстве. Художественный дар по-настоящему наивных художников – воплощение вечного золотого сна людей о саде Эдамском. Плодородные земли и лучезарные воды, диковинные деревья, счастливые обители, хлебосольные застолья для всех, люди, пребывающие в любви, чистоте и невинности, звери с человеческими глазами – это может быть видено и исполнено теми, кому дозволено проходить сквозь двери затворенные Архангелом Михаилом. Их добрые души не заросли сорняками. Наверное, такими бы стали все художники, если бы человека не изгнали из рая. Они выделяются из иных самодеятельных авторов, стремящихся к профессиональному мастерству, и достигают эстетического результата неповторимым, только им принадлежащим почерком. С неожиданной стороны и нестандартно, зачастую ломая общепринятые каноны в живописи. Их не волнуют проблемы пространства, композиции, глубинного смысла и т.д. Важнее – донести идею, замысел. Изобразить не что они видят, а то, что знают о предмете или событии. Их мир безмятежен. В нём нет сомнений и рефлексии.
Чтобы быть “хорошим”, наивному художнику не надо нравиться другим людям или угождать вкусам потребителей. Он не ставит перед собой “внехудожественных” задач, в том числе – коммерческого успеха. Его искусство – для себя, непродажное, а творчество – нечто похожее на детскую забаву с игрушками. Игру формой и цветом, где процесс вызывает большее восхищение, чем итог.
Будущее собственных картин ему неинтересно. Нередко, обруганный и осмеянный родными и друзьями, продолжает работать, догадываясь, что творения ждёт “классическая” участь после его смерти – помойка.
Воспоминания, мечты зачастую выступают для них содержанием сюжетов и, освободившись от повседневных трудов, чаще – в зрелом возрасте, они излагают их честно, искренне и свежо. Полотна схожи старой волшебной сказке. Нам остаётся любоваться ими и сохранять.
Удивительна судьба художницы-крестьянки Любови Михайловны Майковой (1899 – 1998). Баба Люба начала рисовать в 80 лет. Карандашом, затем гуашью. В 86-летнем возрасте освоила живопись маслом. Известность получила в 1986-87 годах после нескольких выставок в Москве. В петербургском “Манеже" её первая персональная экспозиция состоялась в январе 2004.
Встретится с ней мне довелось много лет назад…

Н. Грибов